Среда, 15.05.2024, 05:57
Хаджи-Мурат, наиб Шамиля
Главная | halidov | Регистрация | Вход
Меню сайта
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Лев Толстой и Дагестан


     

    О встречах в музее-усадьбе Л.Н.Толстого «Ясная поляна»

    в августе 2010 г.

     

    К 182-й годовщине со дня рождения Л.Н.Толстого недалеко от музея-усадьбы «Ясная поляна» торжественно был открыт мемориальный памятник в память о жертвах Русско-Кавказской войны XIX-го века. Здесь потрудились дагестанцы, конкретно - хунзахская общественность и администрация этого высокогорного района, и Всемирный фонд им. имама Шамиля (Дагестан, Махачкала). Из Москвы были приглашены известный писатель, автор монографии «Имам Шамиль» (из серии «Жизнь замечательных людей») и романа «Ахульго» Шапи Казиев, член инициативной группы по созданию фонда им. Х-Мурада, Джамал Омаров и автор этих строк.

    Ансамбль мемориального памятника состоит из: 36-тонной каменной стелы, привезенной с родины Хаджи-Мурада, героя одноименного произведения Л.Толстого, из села Хунзах; мемориальной плиты из мрамора и скульптурной инсталляции из металла, символизирующей куст репея-татарника. Автор памятника – известный дагестанский скульптор Али-Гаджи Сайгидов, а сама идея принадлежит Магомеду Эльдарову - координатору Всемирного Фонда Имама Шамиля. Памятник установили там, где Лев Толстой, прогуливаясь, попытался вырвать из земли куст репея-татарника. Именно упрямый характер татарника подвигнул писателя воссоздать историю знаменитого наиба имама Шамиля. «Какая, однако, энергия и сила жизни, - подумал я, - пишет Лев Толстой в своей повести «Хаджи-Мурат», -Вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь».

    По поводу сдачи в плен Хаджи-Мурада, есть версия советского (русского) литературоведа-исследователя жизни и творчества Льва Толстого, которую ему рассказал один из потомков чеченского кунака Хаджи-Мурада (автора и название книги, прочитанной в начале 1980-х г., я не помню). Согласно этому рассказу, Хаджи-Мурад направлялся к своему кунаку в Чечне после ссоры с имамом, вовсе не собирался сдаваться в плен. Надеялся, скорее, что время и посредники решат дело миром: война не оставляла другого выбора. Но он (Хаджи-Мурад) неожиданно оказался на лесной просеке, по обе стороны которой находились вооруженные казаки. Деваться было некуда.

    На торжествах присутствовала большая делегация из Дагестана: заместитель министра культуры РД Бадрижат Магомедгаджиева, председатель Союза писателей  Магомед Ахмедов, президент Всемирного фонда имама Шамиля Омар Гаджиев (Салтинский), заслуженный скульптор Дагестана Али-Гаджи Сайгидов, профессор, композитор и заслуженный артист РД Тагир Курачев, группа хунзахцев во главе с заместителем главы администрации района Асадали Магомедовым. 

    Был также директор литературно-этнографического музея Льва Толстого в станице Старогладковской Шелковского района (Чечня) Хусайн Загибов. Он рассказал дагестанцам, что в декабре 2009 г. в музее состоялась конференция на тему «Лев Толстой и Кунтахаджи Кишиев: проблемы мира и гуманизма». Кунтахаджи Кишиев – один из выдающихся мусульманских шейхов, почитаемый как святой в Чечне. В 50-х годах XIX века он проповедовал такие же идеи, что и Лев Толстой - непротивления злу (колонизации Чечни) насилием, дабы сохранить свои народы. Оказывается, что в период войны и между I-й и II-й Чеченской кампаниями, музей Л.Толстого в Щелковском районе Чечни никто не тронул: не разграбил и не уничтожил. К памяти великого русского писателя и мыслителя на Северном Кавказе относятся очень бережно. И это тоже тронуло экскурсовода и потомков Льва Николаевича.

    Открытие памятника было приурочено также к ежегодному традиционному съезду потомков Льва Николаевича со всех уголков планеты. Всего «толстовских» собралось более 150 чел., в основном из Европы: Франция, Англия, Италия, но были и из США, Бразилии и Австралии. Всем этим ведает праправнук Льва Толстого - директор музея Владимир Ильич Толстой: человек неуемной энергии, искренний и умный собеседник. Благодаря его усилиям вокруг музея-усадьбы «Ясная поляна» реализуются масса интересных культурных проектов. «Символично, что Вас зовут Владимир Ильич, - сказал ему я. - Ведь в свое время другой Владимир Ильич (Ленин) писал, что Лев Толстой – зеркало русской революции!». Так иногда пересекаются имена и события.

    В своем вступительном слове, на торжествах по случаю открытия памятника, Владимир Толстой не преминул заметить, что «давно уже пора вернуть череп Хаджи-Мурада из Кунсткамеры в Санкт- Петербурге и по-человечески похоронить, согласно религиозной традиции его народа». Он же в своем выступлении отметил, что они (Общество потомков Толстого и руководство музея-усадьбы «Ясная поляна») непременно обратятся по этому поводу к федеральным властям. Надо заметить, что вопрос с черепом Хаджи-Мурада оброс такой историей, что и смешно, и грешно. Кто только им не занимался. А воз и поныне там. Вряд ли кто может вразумительно объяснить: к чему в XXI веке рудимент варварских времен, когда враждующие стороны хвастались количеством скальпов своих врагов? Между тем, вот уже 160 неполных лет череп Хаджи-Мурада хранится в Кунсткамере С-Петербурга. Есть, над чем призадуматься. Иностранцы - потомки Толстого искреннее удивлялись:«Не может этого быть!» Да вот же, оказывается, еще как может.

     По случаю были прочитаны и молитвы: сначала местным православным священником, затем - католическим ксендзом из Тулы (на Кавказской войне погибло много католиков: в основном - поляков); а в конце - и имамом мечети из Тулы. Потом выступили гости из Дагестана и Москвы. Все было искренне, по-человечески тепло и понятно. Никого официоза, и тем более – «отработки» проектно-бюджетных средств. Говорили о том, как актуально новое прочтение Льва Толстого, когда чуть ли не заново приходится отстраивать русско-кавказские отношения; сколько жизней можно было бы сберечь, если бы политики и генералы слушали своих мудрецов. «Кавказ уважает силу, но справедливую, а не всякую, - говорил один из выступавших. - И Толстой, наряду с другими русскими гениями (Лермонтов и Пушкин), как никто другой усвоил это будучи на Северном Кавказе. Как жаль, что наши генералы и политики мало читают, а если читают – то не совсем то, что следовало бы!».

    Выступавшие отдали должное гению Л. Толстого, его мудрости и глубине проникновения в кавказский «материал», и, наконец, его бесконечному таланту, когда каждое слово в «стремя» и ни одного лишнего. Кто читал «Хаджи-Мурата», тот согласится с таким мнением: хочется читать его снова и снова. Завершил мероприятие Тагир Курачев, спев на родном (для Хаджи-Мурада) аварском языке песню-балладу.

    Отдельно стоит сказать о самом музее-усадьбе «Ясная поляна». Поражала огромная библиотека Льва Толстого: несколько десятков тысяч томов. Толстой знал около десятка языков. Оказывается, чтобы ознакомиться в подлиннике с Библией, он выучил иврит и древнегреческий; чтобы прочесть Коран - и арабский. Интересно, что в свободной энциклопедии - Википедии (Интернет), об этом ни слова. Хотя о древнегреческом и древнееврейском языках все написано, как было. Впрочем, и о «Хаджи-Мурате», одном из самых выдающихся его произведений, также ни одного слова в Википедии, в разделе посвященном Л.Н.Толстому. Межу тем известно, что Лев Николаевич высоко ценил «Хаджи- Мурата», а с другой стороны - весьма критически отзывался о многотомной «Войне и мир» и некоторых других своих произведениях. К концу жизни для русского мудреца и писателя формула «краткость – сестра таланта» стала ключевой.

    О религиозных поисках Льва Толстого написано достаточно, о его отношении и оценке Ислама - тоже. Об этом очень деликатно и, вместе с тем, объективно рассказывала и экскурсовод. Когда дагестанцы дополнили её рассказ подробностями из жизни и религиозных поисков Толстого, она внимательно слушала и соглашалась. В конце жизни, в период болезни, когда Толстому напомнили, что то, что он говорит, очень созвучно строго монотеистической идее, он буквально сказал: «Тогда считайте меня магометанином..!». Экскурсовод, комментируя это дополнение, говорила что Л. Н.Толстой часто встречался в своей усадьбе с одним известным татарским улемом и очень много с ним беседовал.

    Другой, характерный момент из кавказского периода Л.Толстого (в станице Старогладковская, на берегу Терека в начале 1850-х годов): оказывается, самими верными своими друзьями Толстой называл двух чеченских кунаков, которые помогли ему избежать плена и выпутаться из карточных долгов.

    В музее поражал почти аскетический интерьер графской усадьбы. Нравственные и религиозные поиски русского мудреца, закономерно привели его к выводу о тщете мирской суеты; соответственно и жизнь он стал строить, основываясь на выстраданных им принципах, которые в впоследствии получили название «толстовство». Составные элементы толстовских принципов: близость к народу и физический труд, подлинное просвещение и нравственность во всем, и, наконец, непротивление злу насилием (зло можно победить только добром). Правда, к этим принципам и своему учению Лев Толстой пришел в результате продолжительных поисков и душевных метаний. А до того успел изрядно погрешить: и погулять любил с девками, и картежником был заядлым. Впрочем, кто из нас без греха? Толстововеды считают, что учение Толстого сыграло свою роль в формировании мировоззрения Махатмы Ганди, выдающегося индийского политика и мыслителя, сумевшего сломать хребет британского владычества опираясь только на бесстрашное слово правды и подвижничество.

    Расставаясь с Ясной Поляной, с Владимиром Ильичом и его дружной семьей, мы договорились сотрудничать и впредь. Есть общие темы, есть, над чем вместе подумать. А мемориал – это большое и доброе начало.

    Д. Ш. Халидов, сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа.

     

     

    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz