Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Лев Толстой и Дагестан
О
встречах в музее-усадьбе Л.Н.Толстого «Ясная поляна»
в
августе 2010 г.
К 182-й годовщине со дня рождения
Л.Н.Толстого недалеко от музея-усадьбы «Ясная поляна» торжественно был открыт
мемориальный памятник в память о жертвах Русско-Кавказской войны XIX-го века.
Здесь потрудились дагестанцы, конкретно - хунзахская общественность и
администрация этого высокогорного района, и Всемирный фонд им. имама Шамиля
(Дагестан, Махачкала). Из Москвы были приглашены известный писатель, автор
монографии «Имам Шамиль» (из серии «Жизнь замечательных людей») и романа
«Ахульго» Шапи Казиев, член инициативной группы по созданию фонда им. Х-Мурада,
Джамал Омаров и автор этих строк.
Ансамбль мемориального памятника
состоит из: 36-тонной каменной стелы, привезенной с родины Хаджи-Мурада, героя
одноименного произведения Л.Толстого, из села Хунзах; мемориальной плиты из
мрамора и скульптурной инсталляции из металла, символизирующей куст репея-татарника.
Автор памятника – известный дагестанский скульптор Али-Гаджи Сайгидов, а сама
идея принадлежит Магомеду Эльдарову - координатору Всемирного Фонда Имама
Шамиля. Памятник установили там, где Лев Толстой, прогуливаясь, попытался
вырвать из земли куст репея-татарника. Именно упрямый характер татарника
подвигнул писателя воссоздать историю знаменитого наиба имама Шамиля. «Какая,
однако, энергия и сила жизни, - подумал я, - пишет Лев Толстой в своей повести
«Хаджи-Мурат», -Вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. Как он
усиленно защищал и дорого продал свою жизнь».
По поводу сдачи в плен
Хаджи-Мурада, есть версия советского (русского) литературоведа-исследователя
жизни и творчества Льва Толстого, которую ему рассказал один из потомков чеченского
кунака Хаджи-Мурада (автора и название книги, прочитанной в начале 1980-х г., я
не помню). Согласно этому рассказу, Хаджи-Мурад направлялся к своему кунаку в
Чечне после ссоры с имамом, вовсе не собирался сдаваться в плен. Надеялся,
скорее, что время и посредники решат дело миром: война не оставляла другого
выбора. Но он (Хаджи-Мурад) неожиданно оказался на лесной просеке, по обе
стороны которой находились вооруженные казаки. Деваться было некуда.
На торжествах присутствовала
большая делегация из Дагестана: заместитель министра культуры РД Бадрижат
Магомедгаджиева, председатель Союза писателей Магомед Ахмедов, президент
Всемирного фонда имама Шамиля Омар Гаджиев (Салтинский), заслуженный скульптор
Дагестана Али-Гаджи Сайгидов, профессор, композитор и заслуженный артист РД
Тагир Курачев, группа хунзахцев во главе с заместителем главы администрации
района Асадали Магомедовым. Был
также директор литературно-этнографического музея Льва Толстого в станице
Старогладковской Шелковского района (Чечня) Хусайн Загибов. Он рассказал
дагестанцам, что в декабре 2009
г. в музее состоялась конференция на тему «Лев Толстой и
Кунтахаджи Кишиев: проблемы мира и гуманизма». Кунтахаджи Кишиев – один из
выдающихся мусульманских шейхов, почитаемый как святой в Чечне. В 50-х годах
XIX века он проповедовал такие же идеи, что и Лев Толстой - непротивления злу
(колонизации Чечни) насилием, дабы сохранить свои народы. Оказывается, что в
период войны и между I-й и II-й Чеченской кампаниями, музей Л.Толстого в
Щелковском районе Чечни никто не тронул: не разграбил и не уничтожил. К памяти
великого русского писателя и мыслителя на Северном Кавказе относятся очень
бережно. И это тоже тронуло экскурсовода и потомков Льва Николаевича.
Открытие памятника было
приурочено также к ежегодному традиционному съезду потомков Льва Николаевича со
всех уголков планеты. Всего «толстовских» собралось более 150 чел., в основном
из Европы: Франция, Англия, Италия, но были и из США, Бразилии и Австралии.
Всем этим ведает праправнук Льва Толстого - директор музея Владимир Ильич
Толстой: человек неуемной энергии, искренний и умный собеседник. Благодаря его
усилиям вокруг музея-усадьбы «Ясная поляна» реализуются масса интересных
культурных проектов. «Символично, что Вас зовут Владимир Ильич, - сказал ему я.
- Ведь в свое время другой Владимир Ильич (Ленин) писал, что Лев Толстой –
зеркало русской революции!». Так иногда пересекаются имена и события.
В своем вступительном слове, на
торжествах по случаю открытия памятника, Владимир Толстой не преминул заметить,
что «давно уже пора вернуть череп Хаджи-Мурада из Кунсткамеры в Санкт-
Петербурге и по-человечески похоронить, согласно религиозной традиции его
народа». Он же в своем выступлении отметил, что они (Общество потомков Толстого
и руководство музея-усадьбы «Ясная поляна») непременно обратятся по этому
поводу к федеральным властям. Надо заметить, что вопрос с черепом Хаджи-Мурада
оброс такой историей, что и смешно, и грешно. Кто только им не занимался. А воз
и поныне там. Вряд ли кто может вразумительно объяснить: к чему в XXI веке
рудимент варварских времен, когда враждующие стороны хвастались количеством
скальпов своих врагов? Между тем, вот уже 160 неполных лет череп Хаджи-Мурада
хранится в Кунсткамере С-Петербурга. Есть, над чем призадуматься. Иностранцы - потомки
Толстого искреннее удивлялись:«Не может этого быть!» Да вот же, оказывается,
еще как может.
По случаю были прочитаны и
молитвы: сначала местным православным священником, затем - католическим
ксендзом из Тулы (на Кавказской войне погибло много католиков: в основном -
поляков); а в конце - и имамом мечети из Тулы. Потом выступили гости из
Дагестана и Москвы. Все было искренне, по-человечески тепло и понятно. Никого
официоза, и тем более – «отработки» проектно-бюджетных средств. Говорили о том,
как актуально новое прочтение Льва Толстого, когда чуть ли не заново приходится
отстраивать русско-кавказские отношения; сколько жизней можно было бы сберечь,
если бы политики и генералы слушали своих мудрецов. «Кавказ уважает силу, но
справедливую, а не всякую, - говорил один из выступавших. - И Толстой, наряду с
другими русскими гениями (Лермонтов и Пушкин), как никто другой усвоил это
будучи на Северном Кавказе. Как жаль, что наши генералы и политики мало читают,
а если читают – то не совсем то, что следовало бы!».
Выступавшие отдали должное гению
Л. Толстого, его мудрости и глубине проникновения в кавказский «материал», и,
наконец, его бесконечному таланту, когда каждое слово в «стремя» и ни одного
лишнего. Кто читал «Хаджи-Мурата», тот согласится с таким мнением: хочется
читать его снова и снова. Завершил мероприятие Тагир Курачев, спев на родном
(для Хаджи-Мурада) аварском языке песню-балладу.
Отдельно стоит сказать о самом
музее-усадьбе «Ясная поляна». Поражала огромная библиотека Льва Толстого:
несколько десятков тысяч томов. Толстой знал около десятка языков. Оказывается,
чтобы ознакомиться в подлиннике с Библией, он выучил иврит и древнегреческий;
чтобы прочесть Коран - и арабский. Интересно, что в свободной энциклопедии -
Википедии (Интернет), об этом ни слова. Хотя о древнегреческом и
древнееврейском языках все написано, как было. Впрочем, и о «Хаджи-Мурате»,
одном из самых выдающихся его произведений, также ни одного слова в Википедии,
в разделе посвященном Л.Н.Толстому. Межу тем известно, что Лев Николаевич
высоко ценил «Хаджи- Мурата», а с другой стороны - весьма критически отзывался
о многотомной «Войне и мир» и некоторых других своих произведениях. К концу
жизни для русского мудреца и писателя формула «краткость – сестра таланта»
стала ключевой.
О религиозных поисках Льва
Толстого написано достаточно, о его отношении и оценке Ислама - тоже. Об этом
очень деликатно и, вместе с тем, объективно рассказывала и экскурсовод. Когда
дагестанцы дополнили её рассказ подробностями из жизни и религиозных поисков
Толстого, она внимательно слушала и соглашалась. В конце жизни, в период
болезни, когда Толстому напомнили, что то, что он говорит, очень созвучно
строго монотеистической идее, он буквально сказал: «Тогда считайте меня
магометанином..!». Экскурсовод, комментируя это дополнение, говорила что Л.
Н.Толстой часто встречался в своей усадьбе с одним известным татарским улемом и
очень много с ним беседовал.
Другой, характерный момент из
кавказского периода Л.Толстого (в станице Старогладковская, на берегу Терека в
начале 1850-х годов): оказывается, самими верными своими друзьями Толстой
называл двух чеченских кунаков, которые помогли ему избежать плена и выпутаться
из карточных долгов.
В музее поражал почти
аскетический интерьер графской усадьбы. Нравственные и религиозные поиски
русского мудреца, закономерно привели его к выводу о тщете мирской суеты;
соответственно и жизнь он стал строить, основываясь на выстраданных им
принципах, которые в впоследствии получили название «толстовство». Составные
элементы толстовских принципов: близость к народу и физический труд, подлинное
просвещение и нравственность во всем, и, наконец, непротивление злу насилием
(зло можно победить только добром). Правда, к этим принципам и своему учению
Лев Толстой пришел в результате продолжительных поисков и душевных метаний. А
до того успел изрядно погрешить: и погулять любил с девками, и картежником был
заядлым. Впрочем, кто из нас без греха? Толстововеды считают, что учение
Толстого сыграло свою роль в формировании мировоззрения Махатмы Ганди,
выдающегося индийского политика и мыслителя, сумевшего сломать хребет
британского владычества опираясь только на бесстрашное слово правды и
подвижничество.
Расставаясь с Ясной Поляной, с
Владимиром Ильичом и его дружной семьей, мы договорились сотрудничать и впредь.
Есть общие темы, есть, над чем вместе подумать. А мемориал – это большое и
доброе начало.
Д. Ш. Халидов,
сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа.
|
|